Барсук (forest_badger) wrote,
Барсук
forest_badger

Category:
  • Mood:
  • Music:

Стимпанк

Обожаю стимпанк.

Прекрасна сама эстетика. Медные или латунные ручки, украшенные прихотливым орнаментом. Приборы с дрожащими стрелками за пожелтевшими стёклами. Шестерни, пружины, шатуны и шипящие предохранительные клапаны. А ещё - гогглы и цилиндры, пистолеты-дерринджеры, кэбы и трубки, трости (непременно с клинками!) и сплошной смог от сотен и тысяч труб.

Сейчас фанаты часто сводят стимпанк только к эстетике. Но это - упрощение. У классического, изначального стимпанка была ещё и философия. На посмотре.ли есть троп "Романтизм против просвещения": о противостоянии двух идеологий. Романтизм - это традиции, горячие эмоции, приоритет эстетики и поклонение Природе, Богу или иным высшим силам. Просвещение - это прогресс, холодная логика, приоритет практической пользы и провозглашение превосходства Человека Разумного над враждебным и бездушным окружающим миром. Стимпанк твёрдо стоит на стороне Просвещения. В "Машине различий" Гиббсона и Стерлинга развилка альтернативной истории в том, что лорд Байрон был не романтическим поэтом, а просвещённым политиком и учёным, его дочка Ада от него не отреклась, а её учитель Чарльз Бэббидж получил возможность воплотить свой проект механического компьютера в реальность и поставить его производство на поток. Теперь британцы используют машинные вычисления для чего угодно, от политики и инженерного дела до аркадных игровых автоматов в качестве салонной забавы, а вместо ипподрома ставки делают на гонках экспериментальных паромобилей. Что важно: викторианство изображено реалистично и натуралистично. В этом мире хватает криминала, распространена крайняя нищета, положение женщин настолько ужасно, что даже катастрофично (за суфражизм топят только не совсем адекватные маргиналы), и абсолютно все персонажи - натуральные расисты не только "по современным меркам", но и по каким угодно (верх прогрессивности - выступать за репатриацию негров в Либерию, аболиционизм? это что-то из католического богословия?). Но при этом этот мир лучше реальной викторианской эпохи во всех отношениях (ну, кроме того, что в нём нет классической британской поэзии и прозы, потому что все литераторы либо погибли, не приняв новый порядок Радикальной партии, либо ушли в программисты-клакёры). Действительно плохие вещи - по большей части не порождения Радикальной партии, а реликты уходящей эпохи.

Как-то раз Ник Перумов решил написать стимпанк, у него получилась "Молли Блэкуотер". "Машину различий" он не читал, потому как не хотел копировать уже известные сюжетные ходы, поэтому философия Гибсона и Стерлинга у него оказалась сильно упрощённой, а эстетика стимпанк-Британии укатилась куда-то в фэнтезятину (он даже придумал паровую печатную машинку только ради того, чтобы пошутить про "фтопку!"). Но, если в "Машине различий" романтики - это неудачники, которые могут только грезить о старых добрых временах, когда, как им казалось, у них ещё были шансы, то Перумов на романтическую сторону поставил аж целую Древнюю Русь с работающей боевой магией (странную такую Русь, в языке которой есть немецкое слово "фронт", но не важно). Ну, и британцы на русичей идут войной ради угля. А те их - файерболами ("концессии? это что-то из немецкой философии?").

Мне нравится идея добавить романтизму силы, ради такого можно и использовать и фэнтезийную магию. Проблема тут в том, что, во-первых, Британию ослабили морально - до уровня "злые колонизаторы-паразиты, которые занимаются злым колонизаторством не потому, что это выгодно само по себе, а потому, что их собственных магов уничтожает их злая аристократия, силой магов питающаяся" (а так бы не нужен был никакой уголь, ради которого надо идти на "варваров" в завоевательные походы). А, во-вторых, славянское фэнтези - как-то совсем не сочетается с викторианством чисто эстетически. Ну, то есть, обоснование того, как эти цивилизации вообще оказались в одном мире, в книге есть, но эклектика остаётся эклектикой, и здесь она работает против атмосферы.

Как бы я это исправил:
Первое - никакой антимагии сэрам британцам. Они не пользуются магией не потому, что считают её злом, а потому, что не суеверны. При (гипотетической) встрече с фольклорным персонажем британец действительно достанет антимагический артефакт... который называется "револьвер".
Второе - враги Британии не няшные "rooskies", у которых одна Предслава Старшая занимается неприглядными делами, да и то, по необходимости. Антипод позитивизма - не патриотизм, а готика. Просвещённые герои стимпанка - сыщики, инженеры, учёные, политики и магнаты. Романтические (анти)герои для стимпанка - это не славянские ведьмы, а вампиры, оборотни, культисты Великих Древних и клиенты одного господина, который принимает расписки только кровью. (На стыке мировоззрений - безумные учёные в стиле доктора Франкенштейна и рациональные мистики в стиле профессора Ван Хельсинга.)
Третье - выравнять стороны морально. На просвещённой стороне действительно есть торгаши-эксплуататоры и захватчики-колонизаторы, но есть и люди, которые хотят блага для всех граждан Империи (и даже на колониализм смотрят в духе "бремени белого человека", которые правда считают, что колонизация приносит туземцам прогресс, порядок и процветание). На романтической стороне есть персонажи, которые пользуются зловещими силами во благо, но есть и злобные монстры-упыри, которым плевать на всё, кроме своего кайфа.

Также: главная борьба - не на полях сражений, а в умах и сердцах. Если смотреть по состязанию систем и обществ, то романтики неизбежно проигрывают уже в силу того, что систематизированное выигрывание - это ценность Просвещения. В этом смысле даже конфликта между интересами сторон особо не наблюдается: "мы проиграем - зато как красиво!" vs. "мы победим, ну и что, что грязно?" - исход противостояния предопределён заранее. Но вот в вопросе личного выбора между "эффективно" и "эстетично" шансы явно ближе к равным.
Tags: НФ, книги, мои планы, стимпанк, фэнтези
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments